Развитие понятия педагогической технологии
На уровне технологии обучения раскрываются все компоненты процесса обучения. При индивидуальном подходе может быть разработано несколько технологий на основе одной и той же психологической теории обучения с учетом предметного содержания, операционной и мотивационной сторон учебной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность. Особое значение приобретают гибкость этих технологий, их вариативность, этапы выполнения действий учащихся, а также такие факторы, как их объективная сложность и индивидуальные затруднения.
Основным эффектом развивающих технологий, имеющих личностную направленность, являются: интеллектуальное и эмоционально-мотивационное развитие, формирование знаний и профессиональных умений, обеспечение ценностного отношения к образовательному процессу, повышение активности, формирование самосознания и самостоятельности студентов. Дидактические характеристики этих личностных технологий слагаются из следующих особенностей учебно-педагогического процесса:
задачного построения и проблемной структуры учебной информации;
вариативности в расчете на учебные возможности студентов;
дифференцированного управления учебной деятельностью;
демократических форм организации учебного процесса.
Дидактическая конструкция личностно-ориентированных технологий осуществляется посредством адаптации образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.