Развитие понятия педагогической технологии

Если же технология обучения предполагает некоторую свободу действий ученика, то адекватность предписанных и реальных действий достигается посредством общей ориентировочной основы действий с применением корректировочных способов управления учебным процессом, назначение которых состоит в исправлении допущенных неточностей и отступлений от идеи результативности решения учебной задачи.

Не всякое проектирование, являясь средством научного обоснования обучения, является технологичным. Основная функция педагогических технологий — реализация образовательных целей учебного процесса и развитие личности. Отсюда вытекает принцип целостности технологии, предусматривающий закономерности развития технологической системы: инвариантность ее структуры при гармоничном взаимодействии всех ее составных элементов. Второй принцип технологии — вариативно-личностная организация обучения, т. е. ее адаптивность к личностным индивидуальным особенностям.

Чтобы выявить специфику педагогических технологий в аспекте проектирования педагогической системы, в которой, как известно, представлены взаимодействия педагога и учащихся, следует заметить, что проектирование в сфере образования не сводится только к конструированию обучающих систем или отдельных компонентов этих систем. Проектирование обучения выполняет и методологическую функцию, выступает как средство стимулирования психического развития обучающихся, способ формирования учебной деятельности и способ педагогического управления. О методологической функции проектирования пишет Е. И. Машбиц, когда рассматривает психологический аспект проектирования обучающей программы.

При проектировании обучения как дидактического средства разрабатываются обучающие программы, в соответствии с этими программами осуществляется учебная и обучающая деятельность. Как принято считать, обучающими программами являются программированные учебные материалы. На основе этих обучающих моделей, которые, к сожалению, практически отсутствуют для учебного предмета педагогики, можно реализовать различные педагогические технологии. Для этого необходимо произвести перевод образовательных целей в систему действий управления учебной деятельностью на конкретном предметном языке науки, построить динамическую модель обучаемого с фиксацией индивидуальных особенностей в обобщенном виде и определить способы, корректирующие его действия, стимулирующие активность мышления и принятие решений когнитивного плана.