Развитие общения ребенка с взрослыми
Подход к общению как к деятельности позволяет вычленить из общего потока взаимодействия его основные моменты, понять, как оно развивается. В качестве важнейших параметров коммуникативной деятельности выделяются:
• место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка и его значение для психического развития на каждом возрастном этапе;
• содержание потребности в общении;
• ведущий мотив общения;
• основные средства общения.
На разных этапах развития ребенка эти структурные компоненты в совокупности составляют целостные образования, которые определяются как этапы онтогенеза общения или как «формы общения».
Выделяются четыре формы общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет.
1.Ситуативно-личностное общение, которое длится от рождения до 6 месяцев.
2. Ситуативно-деловое общение — основной вид общения в раннем возрасте.
3. Вне ситуативно-познавательное общение, которое складывается в младшем дошкольном возрасте.
4. Вне ситуативно-личностное общение, возникающее в старшем дошкольном возрасте.
Каждая форма общения характеризуется особым, специфическим для нее содержанием параметров.
Последовательное появление в онтогенезе все более сложных форм составляет развитие коммуникативной деятельности. При этом ранее сложившиеся формы не исчезают, а сохраняются, уступая ведущее место новым.
Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает складываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит на смену ситуативно-личностному общению и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста.