Развитие образования XX в. за рубежом

Более отчетливую оппозицию традиционному образованию представляли концепции свободного воспитания, педагогики личности, экспериментальная педагогика (включая прагматическое направление). Идея развития личности на основе врожденных способностей получила особенную популярность в Англии (С. Берт, Дж. Адамс, Дж. Адамсон). Манифестом свободного воспитания стала книга шведки Эллен Кей (1849–1926) «Век ребенка» (переведенная в России в 1905 г.). В ней была выдвинута знаменитая формула «Vom Kinde aus» («Исходя из ребенка»).

В начале XX в. база реформаторской педагогики вполне сложилась для реализации теоретических положений на практике. Лидеры новой педагогики, В. А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), П. Пове, Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк и У. Килпатрик (США) своими исследованиями «выдвинули на первый план психологию ребенка, чтобы она помогла, по словам А. Бине, «с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить». Порой последователи экспериментальной педагогики, провозглашая «культ факта», представляли свои результаты как «Конец философской педагогики» (название книги И. Кречмар, 1921). Французский педагог Поль Лани (1869–1927) утверждал, что если в прошлом педагогика была либо метафизической гипотезой, либо литературным романом, то только теперь она обрела, благодаря достижениям психологии, свой собственный предмет. Нельзя не заметить, однако, что подобные утверждения также содержат свою философию и идеологию. Прежде всего, здесь, конечно, сказывалась очень влиятельная в первой половине XX в. философия неопозитивизма.

К сдержанным и реалистично мыслящим представителям экспериментальной педагогики относится немец Вильгельм Август Лай (1862–1926), который расценивал лабораторные эксперименты как ориентиры, материал для детализации педагогической практики. Таким, в частности, было открытие скачкообразного характера стадий физиологического развития ребенка. Лай, исходя из либо врожденных, либо приобретенных реакций, которые лежат в основе поступков детей (опираясь на исследования И.П. Павлова), выделял в формировании детских интересов спонтанные рефлексы, а среди них – «инстинкт борьбы». Именно наличие инстинкта борьбы помогло человеку стать господином мира. Воспитание, заглушая такого рода отрицательные проявления (например, жестокость), должно развивать созидающие, образующие личность импульсы.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  Следующая > В конец >>