Развитие образования XX в. за рубежом

Педагогические концепции философов-экзистенциалистов

Заметное влияние на педагогическую мысль XX в. оказала философия экзистенциализма. Характерной для нее является мысль, что наше время проходит под знаком трагического выбора, по существу между бессмысленностью жизни и самоубийством. Самоубийством покончил один из лидеров экзистенциализма, Нобелевский лауреат по литературе Жан-Поль Сартр. Другой Нобелевский лауреат Альбер Камю (1913–1960), трагически погибший, утверждал, что вся жизнь человека – не более чем отчаянные муки Сизифа. «К трагической мудрости и за ее пределы», «Люди против человеческого» – главные труды религиозного экзистенциалиста Габриэля Марселя (1889–1973). Как считал лидер экзистенциальной педагогики, французский философ Жан-Поль Сартр (1905–1980), необходимо выдвигать идеал одухотворенного, мыслящего человека, формирование которого предполагает сознательный, свободный выбор цели. Не новый сам по себе вывод, что «человек есть лишь то, что сам из себя делает», приобрел в XX в. массу оттенков, в том числе далеких от высокой духовности, давая возможности для прагматического и даже тоталитарного истолкования.

Интересные идеи развивали немецкие экзистенциалисты Карл Ясперс (1883–1969) и Мартин Хайдеггер (1889–1916). Начав с «Всеобщей психопатологии» (1813), Ясперс постепенно приходит к выводу, что распад личности коренится прежде всего в социальной сфере. Основная задача философии – «раскрыть шифр бытия». Уловить «неслышный зов бытия» в странствии к самому себе призывал М. Хайдеггер. Ученик Гуссерля, блестящий знаток античности, он считал априорными (букв.: доопытными, исконно присущими) формами человеческой личности «заботу», «страх», «тревогу», которые и определяют «бытие-в-мире». Лишь чувствуя себя постоянно «перед лицом смерти», отрекаясь от всех практически целевых установок, человек в состоянии (особенно в «пограничных ситуациях» крайнего напряжения) увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни, стать творцом. Особое значение философ придавал языку как «дому бытия». Увлеченность возрождением немецкого языка и культуры обернулась у Хайдеггера фактической поддержкой фашизма, при котором он остался ректором университета, занимал посты в системе образования.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  Следующая > В конец >>