Развитие образования в США

Широкая пропаганда идей массового образования активизировала практическую деятельность по расширению сети общественных школ. Почти во всех штатах открывались различные типы школ, строились педагогические учебные заведения, разрабатывались учебные программы и методы обучения, складывалась административная система управления и контроля школ. Школы нового типа строили в основном по типу европейских, особенно немецких.

Одним из наиболее видных деятелей народного образования этого периода является Горас Манн (1796-1859). Будучи членом сената штата Массачусетс он добился создания комитета по делам образования (1837 г.) и был назначен его первым руководителем. Он последовательно выступал за равноправие негров, основал первые педагогические учебные заведения, заложил основы государственной системы образования в штате. Он утверждал, что создание общественной школы послужит единению всей нации путем воспитания и обучения принципам христианства и республиканизма. В школе должны обучаться все дети независимо от расы, национальности, социального положения.

Свои педагогические идеи Манн пропагандировал в созданном им журнале, а также изложил в 12 годовых докладах о состоянии народного образования в своем штате, взгляды на актуальные педагогические проблемы, обязанности школьных комитетов, систему общеобразовательной школы, методы обучения, задачи и содержание воспитания, школьную дисциплину, подготовку учителей. Подвергая критике состояние американских школ, Манн пропагандировал идеи Генриха Песталоцци. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценил отчеты Манна и писал, что они «составляют целую педагогическую библиотеку, исполненную самых полезных практических замечаний».