Развитие образования в США

Труды Смита и Нокса неоднократно публиковались и стали достоянием многих поколений американцев. В числе других авторов, отстаивающих идею зависимости судьбы страны от образования, следует отметить Бенджамина Раша (1745-1813).

Раш - американский просветитель, борец против рабовладения и работорговли, работал врачом, был профессором химии. Его педагогические идеи отражали его веру в совершенствование каждого человека путем образования и воспитания. Он верил в силу республиканского строя и резко протестовал против засилья религии и церкви.

В отличие от Нокса он не отрицал необходимость религиозного воспитания в школах для учащихся достигших зрелого возраста. Религиозное воспитания, по его мнению, может способствовать формированию гражданина. Он понимал, что формирование патриотизма имеет не только рациональную, но и эмоциональную основу. Поэтому с особой тщательностью следует составлять учебные планы для детей и юношей, когда формируется не только разум, но чувства. Он обращал внимание на то, что семейное воспитание постепенно отодвигается в сторону и влияние школы становится все более ощутимым.

Прогрессивными являются идеи Раша о женском воспитании. Без активного участия образованных женщин невозможно создание республиканского строя. Дело в том, что действия мужчин во всех сферах нередко диктуются желанием и волей женщин, не говоря уже о роли матери в воспитании детей.

Американские просветители XVII-XVIII вв. придавали огромное значение разуму, науке, просвещению. Их выступления сыграли большую роль в распространении передовых для своего времени идей просвещения и борьбы за светскую школу, они не могли выявить главные причины общественного неравенства и главную причину политического бесправия масс видели в их темноте и невежестве. Но их вера в человеческий разум, просвещение, борьба за демократические права носили прогрессивный характер, и она способствовала созданию массовой школы в стране.

После завершения войны за независимость (1783) в школах Америки наблюдалось усиление преподавания предметов естественно-математического и практического циклов. Пропаганда идей просвещения выдающимися представителями буржуазно-демократической мысли, острая необходимость в образованных людях привела к тому, что конституции большинства штатов включали положения о необходимости и важности образования для народа. Однако эти статьи оставались декларацией, поскольку во многих штатах образование носило в основном частный характер и оставалось по преимуществу привилегией богатых.