Развитие образования в США

Большие изменения в истории Америки произошли к концу XVIII в. Американский народ начинает войну против английских колонизаторов. Война за независимость (1776-1783) стимулировала развитие промышленности в стране. Возросшая необходимость в оружии и снаряжении, увеличении продукции отечественной промышленности и иные причины привели к расцвету промышленности. Большая часть населения стала перебираться в города. Америка становилась на рельсы капиталистического развития. После окончания войны росло и крепло прогрессивное буржуазно-демократическое направление политической мысли. Оно требовало аграрной реформы в интересах широких слоев трудового фермерства, расширения гражданских прав и свобод; всеобщего избирательного права; освобождения негров-рабов.

На идеологию и идеалы первых поселенцев большое влияние оказали идеи эпохи Просвещения. Они глубоко верили в могущество воспитания и стремились создать социальные институты, язык, литературу, ценности, школы, которые были бы уникально американскими. Они были убеждены, что школа сыграет свою решающую роль в американизации прессы, искусства, политических организаций, а также характера и интеллекта нации.

Среди многих планов развития школьного дела особую значимость имеет программа Томаса Джефферсона (1742-1826). Его план был признан национальным, поскольку он выдвигал такие предложения по школьному делу, которые касались всех детей, и бедных, и богатых.

В своем известном труде «Билль о всеобщем распространении знаний» (1779) Джефферсон убедительно раскрыл тесную связь между образованностью человека и свободой и демократией в обществе. Он был убежден, что все правительства склоны к тирании, и наилучший путь к ее предотвращению - образованность народа. Грамотными и образованными должны стать все дети. Джефферсон разработал план создания школьной сети, охватывающей всех детей, и реализовал его в штате Вирджиния.

В школах, по его идее, должны учится письму, чтению и арифметике. Чтению учили по книгам, посвященным истории Греции, Рима, Англии и Америки. Джефферсон резко возражал против того, чтобы дети изучали или зубрили Библию до того, как они станут взрослыми и сами смогут разбираться в религиозных положениях. История же, утверждал Джефферсон, может научить учащихся тому, как строятся общественные отношения и какую роль каждый из них может сыграть в создании государства.