Развитие образования в США

Результаты обсуждений оформились в 1990 г. в программу развития школьного дела «Америка-2000», разработанную при участии президента. Весьма показательны стратегические направления совершенствования школы:

- улучшение дошкольного воспитания с целью подготовки детей к обучению в школе;

- охват учащихся средней школой до 90%;

- подготовка школьников к своим гражданским обязанностям и более успешному участию в мире труда;

- повышение уровня преподавания предметов естественно-математического цикла;

- улучшение морального воспитания школьников за счет создания в каждой школе атмосферы дисциплины и порядка;

- модернизация образования взрослых с тем, чтобы их знания и умения могли конкурировать на мировом рынке.

Эти стратегические направления власти штатов конкретизировали соответственно специфическим условиям своих школ.

Федеральные власти и правительства повысили уровень финансирования школьного дела. За десятилетие (1983-1993) расходы на образование возросли вдвое (с 100 млрд. до 200 млрд. долларов).

Обращает на себя внимание разработка и введение национальных образовательных стандартов. В результате гипертрофированной системы выбора предметов, при которой лишь три предмета (английский язык, общественные дисциплины, физкультура) рассматривались как обязательные для всех учащихся (хотя и они преподавались на разных уровнях), большая часть американских школьников получала весьма низкий уровень общего образования. По данным многочисленных исследований, почти 3/4 выпускников средней школы не изучали алгебры, физики, химии, географии, иностранного языка. Об этом существенном недостатке американской школы много говорили противники прагматизма и «образования в целях приспособления к жизни» еще полвека тому назад, после запуска Советским Союзом первого спутника земли, когда сравнивались учебные планы и программы Советской и американской школы.