Развитие образования в США

Подчеркивая отличие Америки от Европы, Манн писал, что для Америки образование народа играет особо важную роль, поскольку оно призвано стирать социальные различия. Массовая школа должна в этой связи сбалансировать социальную структуру, она может предотвратить социальную революцию и путем целенаправленного обучения подрастающего поколения показать, каким образом между членами общества, в котором они будут жить, можно будет распределить богатства и прибыли. Массовая школа - это оплот, защита Америки от каких бы то ни было потрясений.

Двадцатилетнее правление Манна школьным делом в штате Массачусетс было успешным. Финансирование ежегодно удваивалось, строились новые школы, зарплата учителей возросла на 62%, а учительниц на 51%. Было открыто три училища для подготовки учителей. Совершенствовались методы обучения в свете современных педагогических теорий, публиковались новые учебники, появились школьные библиотеки. Количество массовых школ резко возросло. Значение и роль Манна в создании такой школы вышло за пределы его штата и было признано в национальном масштабе.

Благодаря настояниям Манна в школах почти всех штатов обогатился учебный план элементарной школы за счет введения в него естествознания, географии, музыки, рисования, практических курсов, готовивших детей к жизни. Уделяя значительное внимание нравственному воспитанию, Манн выдвигал на первое место формирование у детей трудолюбия.

В создании массовой школы в Америке принимали активное участие и другие педагоги и общественные деятели. В их числе следует упомянуть Генри Барнарда (1811-1900). В 1838 г. он представил правительству штата Коннектикут билль о необходимости создания специального органа управления массовой общеобразовательной школой. Правительство поручило ему изучить состояние школ штата и составить рекомендации по их совершенствованию, издавать специальный педагогический журнал. Он представил статистический анализ 1 200 школ, посетил более 200 школ, беседовал с двумя третями учителей штата и распространил более 60 тысяч копий своего журнала. Барнард тщательно изучал прусскую школу, отличительными чертами которой были ее принуждение и авторитарная дисциплина - по мнению Барнарда, были неприемлемые для американской школы.