Развитие образования в Швейцарии

Не меньшее признание в Швейцарии получили так называемые активные школы, сыгравшие значительную роль в первой трети XX в. Их теоретиком считается немецкий педагог Георг Керштенштейнер (1854-1932). В 1908 г. в Цюрихе он прочитал свой знаменитый доклад, в основе которого лежал тезис «школа будущего - активная школа». Однако отцом активной школы является по сути дела швейцарец Роберт Зайдель (1855-1933), учитель начальной и средней школы, журналист и политик. Он создал активную школу раньше Керштенштейнера, руководствуясь при этом социал-демократическими идеями. В том же 1908 г. он опубликовал книгу «Школа будущего - активная школа». Во франкоязычной Швейцарии можно заметить некоторые параллели (в 20-е и потом в 70-80-е годы), свидетельствующие о влиянии «трудовой школы» француза Селестена Френе (1896-1966).

Таким образом, для либеральной и многоликой Швейцарии характерно, что в ней представлена не только обязательная общеобразовательная государственная школа. Полноценные права на существование и возможности развития имели и альтернативные школьные формы, которые возникали в соответствии с изменениями в педагогике. В Швейцарии нашли сторонников даже идеи испанского анархиста Франциско Феррера, который полагал, что школа может стать средством «для самого полного духовного, интеллектуального и экономического освобождения рабочего класса». В 1910 г. в Чайли близ Лозанны был создан кружок учителей и рабочих - членов объединения «Школа Феррера», просуществовавшего до 1918 г.

Следующая волна школьных реформ в Швейцарии последовала в 60-70-е годы. Внешняя форма организации швейцарской школьной системы (точнее, школьных систем различных кантонов) к этим годам изменилась ненамного с конца XIX в.

Школьные реформы 60-70-х годов можно разделить на две группы. В основе одной из них лежали мотивы признания высокой эффективности образовательной системы для развития страны. В основе другой -аргументы в пользу максимального расширения образовательных возможностей, облегчения доступа к образованию и тем самым утверждения социальной справедливости и предоставления всем равных образовательных возможностей. Первую группу аргументов можно назвать экономическими, технократическими, вторую - социальными, социалистическими.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  Следующая > В конец >>