Развитие образования в Швейцарии

Хотя европейские и, особенно германские, педагогические реформы развивались в различных направлениях, которые выражали далеко неоднозначные педагогические устремления, главной заботой, которая фактически свойственна большинству течений реформаторской педагогики, стал акцент на особой роли периода детства, праве ребенка на свободное развертывание своего естественного состояния и способностей. Это представление по сути дела противоположно тем педагогическим доктринам, которые видят главную задачу воспитания ребенка в том, чтобы он стал полезным обществу, активно функционирующим членом существующего или будущего общества. Напомним, что первым провозгласил право ребенка на образование, культуру и социализацию Жан Жак Руссо. Если рассматривать важнейшие работы Руссо, то можно несомненно увидеть в нем представителя педагогики ребенка. Вместе с тем ссылаются на Руссо самые разные деятели реформаторской педагогики XX в., например, Эллен Кей, Людвиг Гурлитт, Мария Монтессори и Лев Толстой.

Поиск представителей «педагогики в интересах ребенка», относящейся к реформаторскому педагогическому движению, приведет нас к центру науки об образовании, основанной на психологии, каковым была Женева 1900-1930 гг. Здесь работали педагоги и психологи, критиковавшие традиционную школу XIX в. Они считали источником любой педагогической теории изучение психологии саморазвития ребенка с его творческими импульсами и спонтанностью. Вместо старой книжной школы они стремились создать новую школу в духе реформаторской педагогики, которую называли по-разному: «новая школа», «активная школа», «экспериментальная школа» («ecole nouvelle», «ecole active», «ecole experimentale»).



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  Следующая > В конец >>