Развитие образования в Швейцарии
Статья 4 швейцарской конституции объявила безопасность и образование граждан двумя основами благосостояния общества. В ней отмечалось, что в достижении общественного благополучия просвещение обладает приоритетом. Коренное изменение, которое внесла в систему образования и школы новая республика состояло в том, что обучение и воспитание всех граждан было признано одной из важнейших задач государства как политического объединения, тогда как в Старой Конфедерации школы были под надзором церкви либо делом частной инициативы. Новая идея политического равенства всех граждан, которая вместе с идеей о правах человека составляла идеологическую основу Швейцарской Республики, привела к тому, что воспитание и обучение в виде государственного образования всех граждан были признаны необходимыми и неизбежными. Исходя из этого новое швейцарское правительство создало министерство науки и искусства (1798 г.) и поручило ему реорганизовать школьную систему Швейцарской Республики в духе идей Просвещения. Директория предполагала отрегулировать всю систему образования с помощью специального закона, проект которого был отклонен законодательным органом. Однако тексты проекта этого закона и сопровождающего его приложения остаются важным свидетельством задач и мотивов, которыми руководствовались те, кто задался целью создать новую школьную систему и осуществить школьную реформу в Швейцарской Республике.
Основные идеи проекта закона Директории состояли в следующем:
- конституция должна гарантировать всем гражданам равные права;
- государство и общество должны создать политические и социальные условия для того, чтобы граждане могли получить любые из профессий по своему выбору;
- государство через должностных лиц должно заботиться о повышении образовательного уровня своих граждан и способствовать формированию их национального характера.