Развитие образования в Швейцарии
Под влиянием немецкого идеализма Канта и Фихте Песталоцци в своем большом антропологическом труде «Мои исследования естественного процесса развития человечества» (1797) достигает более широкого и глубокого понимания сущности человека: он различает в человеке естественно-животную, социальную и нравственную природу и ставит последнюю в зависимость от интеллектуальной свободы и законов морали как двух противоположностей. Однако представление о человеке, как существе двойственном, обладающем родственной Богу душой, противоположной телу с его чувственностью и потенциальной греховностью, характерное для позднего Песталоцци и в общем соответствующее христианскому учению, составит основу его концепции элементарного образования.
Призвание быть учителем и воспитателем Песталоцци отчетливо осознал тогда, когда Гельветическая (Швейцарская) Республика, установившаяся после вторжения французских войск в Швейцарию (1798 г.), обратилась к нему с просьбой организовать в Станце приют для сирот, чьи родители погибли во время восстания против засилья иностранцев. Песталоцци рассказал об этом в «Письме другу о своей жизни в Станце» (1799). В последующие годы он получил благоприятную возможность испытать свой метод элементарного обучения, с помощью которого он хотел раскрыть основы интеллектуального, нравственного и физического развития учеников, особенно учеников в сельской местности, в различных школах Бургдорфа (с 1799 г.), а чуть позже в своих собственных учреждениях в Бургдорфе (1801-1804 гг.), Мюн-хенбухзее (1804 г.) и Ивердоне (1805-1825 гг.). Впервые теория элементарного обучения была представлена в его главной педагогической работе «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.). В 14 письмах издателю этой работы Песталоцци раскрывает суть своей концепции развивающего обучения: обучение ребенка элементам (форма, число, слово) дополняется его нравственным и религиозным воспитанием. При этом следует особо отметить, что важное значение Песталоцци придавал соединению обучения с производительным трудом. В период расцвета его учреждения, которые, несмотря на многочисленные трудности (одной из них были разногласия среди сотрудников Песталоцци), достигли уровня европейских стандартов. Песталоцци развил свою концепцию элементарного образования, связав ее с дуалистическим пониманием человеческой сущности, в последних работах: «Речь к своему приюту (дому)» (1818) и «Лебединая песнь» (1826).