Развитие образования в Нидерландах
Таким образом, первые школы, которые появились в Нидерландах были профессиональные, в которых мальчики обучались для того, чтобы стать впоследствии священниками или монахами. Первая кафедральная школа появилась в 535 г., а спустя столетия такая же школа была создана в Утрехте. Учащиеся этих школ посещали церковные службы, помогали больным, выполняли роли духовных наставников прихожан и всячески помогали священникам в их повседневных делах. Кроме того, их обучали сельскому хозяйству, и они усердно работали на полях и в ремесленных мастерских, высказывая тем самым свое усердие и готовность служить церкви. Мальчики учились здесь от 5 до 12-летнего возраста. Это был язык церкви, который должен был объединять население.
Однако усилия церковников в религиозном обучении и воспитании молодежи не всегда были успешными. Голландцы с трудом отказывались от своих языческих обычаев и привычек. И так продолжалось до оккупации страны иноземцами.
Поскольку народы Голландии не желали принимать новую религию, со временем языческие праздники и обычаи облекались в христианские формы. Даже тогда, когда викинги потерпели поражение и страна вновь открылась для миссионеров - народы Голландии не горели желанием собираться вокруг алтаря. Процедура крещения с большим трудом входила в обиход. Ни церковь, ни монастыри не могли сопротивляться укоренившимся привычкам народа. В этих условиях на школу возлагались большие надежды: способствовать превращению страны в христианскую.
В XII в. число школ и учащихся в них резко увеличилось. Вся страна покрылась приходскими школами, которые контролировались представителями светских феодалов. Вмешательство церкви в деятельность этих школ было крайне ограниченным. Дети с трудом учились петь псалмы на латыни. Их неграмотность была вопиющей, поскольку их едва учили читать и писать. Появление печатных книг способствовало распространению грамотности.
Среднее образование дети получали в 10-12-летнем возрасте. И в эти годы их больше приобщали к зубрежке, чем к овладению знаниями. Они зубрили таких классиков, как Цицерон, Овидий, Вергилий, а также правила латинской грамматики.