Развитие образования в Нидерландах
Другая точка зрения на голландскую систему образования была отражена в разных записках и планах после 60-х годов XX в. Она заключалась в следующем: социально-классовую структуру школ, сложившуюся в XIX в., необходимо отменить; разделение школ на общие средние и профессиональные средние не должно дальше сохраняться; каждый ребенок обладает способностью к всестороннему развитию, если для этого ему будут предоставлены необходимые условия. Но лишь с начала XIX в. общество стало проявлять заботу о развитии каждой личности. В наше время идея равнозначности людей сменилась концепцией их равноправия.
В современной голландской системе начальное образование, предназначено для всех учеников в возрасте 4-12 лет; затем следует основное образование для учеников 12-15 лет; за ним — среднее образование в виде общего среднего и среднего профессионального для учеников 15-18 лет и, наконец, высшее образование, включая профессиональное и общее доуниверситетское для студентов 18 лет и старше.
Правительство согласилось с идеями относительно перемен и усовершенствования голландской образовательной системы. Был составлен проект нового закона об образовании. После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. В нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования под общим названием «начальное образование». Акт об основном образовании, вступивший в силу в 1993 г., ввел объединенную базовую программу первых трех лет среднего образования, однако, с сохранением школ профессионального образования, нужных определенной категории учеников, и младшей ступени общего среднего образования. Остальные типы образования - старшее среднее профессиональное образование и образование взрослых - так же, как и высшее профессиональное и университетское образование, будут интегрированы.