Развитие образования в Нидерландах
Дощечка называлась «cock-books» (дословно «петушиная книжка»), так как на титульной стороне был изображен петух, побуждавший учеников к усердным занятиям. В начальный период для чтения использовались книги: «История Джозефа Фромена», «История пророка Давида», «Поговорки и пословицы мудрого царя Соломона». Обучение чтению заканчивалось такими произведениями, как «Марш молодежи», «Необыкновенная и славная жизнь Эзопа». Помимо чтения, большинство учеников упражнялись в письме. Для этого использовались «Книга полезных наставлений» и «Книга примеров». Последняя содержала образцы каллиграфически выписанных букв, слов, предложений. Арифметику изучали только отдельные ученики. После начального обучения лишь небольшое число учеников переходило на вторую ступень обучения. По традиции они поступали в латинские и французские школы. Большая часть учеников должна была искать работу, чтобы своим заработком поддержать семейный бюджет. В конце концов они пополняли собой многочисленную армию поденщиков.
Тот, кто хотел получить профессию, мог обратиться к мастеру цехового обучения. В XVII и XVIII вв. все еще продолжалась практика обучения профессии через ученичества. Только в конце XVIII в. были созданы школы профессионального обучения для мальчиков. Это были вечерние профессиональные школы рисования и академических искусств, в которых обучали архитектуре и арифметике. В порту можно было пройти курс кораблевождения. Девочки, которые хотели получить профессию, могли записаться в школу шитья. На рубеже веков практическая подготовка уже не считалась достаточной, для постоянной работы появилась потребность в теоретических знаниях.
Французские и латинские школы были наиболее престижными. Это были элитарные образовательные учреждения, где заботились о том, чтобы ученики были подготовлены к социальной карьере, для которой было необходимо общее образование и интеллектуальное развитие.
В начале XIX в. французская школа все еще оставалась коммерческой. Учебный план включал бухгалтерское дело, коммерческую арифметику и французский язык. Бизнесменам с международными связями необходимо было хорошее образование. В качестве учебников использовались «Торговые расчеты», «Практическая арифметика и бухгалтерское дело», а также «Искусство счета».