Развитие образования в Нидерландах
Гаага стала правительственным центром. Политические события были тесно связаны с религиозными переменами. Романский католицизм больше не привлекал голландцев, многие выбрали протестантизм. Однако между протестантами не было единства: появились самостоятельные церкви и секты: баптистские, лютеранские, кальвинистские и др. Преобладающее влияние имели духовные идеи кальвинизма. Муниципальные и частные школы были вовлечены в борьбу религиозных движений.
Во второй половине XVII в. Якоб Кац определил форму и содержание педагогических идей на основе протестантской веры.
Якоб Кац находился под влиянием Джона Локка, который в годы своего изгнания (1683-1689) жил в Нидерландах. В те годы Локк писал письма, посвященные проблемам воспитания подрастающего поколения. Кац, подобно Локку утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором на протяжении всей его жизни оставят свои следы воспитания и обучения те, кому поручена судьба подрастающего поколения. Молодой организм и молодое сознание гибки и податливы воспитанию. Все плохое в человеке - от плохого воспитания, ребенок подобен веточке, из которого может вырасти плодоносящее древо. Воспитание начинается с формирования привычек. К семи годам у ребенка должны быть сформированы элементы общего образования и практические навыки. Чтение, письмо, знание родного языка - таковы эти элементы, которые ребенок легко схватывает к этому возрасту.
Педагогические идеи голландских мыслителей, практика школы свидетельствует о том, что помимо религиозного воспитания, голландский народ в XVII и XVIII вв. был развит интеллектуально.
Овладение чтением было характерной чертой реформированной школы. Неудивительно, что примерно в 1800 г, после 200 лет кальвинистского образования 60% голландок и 80% голландцев умели читать и писать.
Уроки чтения начинались с раннего возраста. В школах для маленьких детей (частные школы в XVII и XVIII вв. по существу не отличались от школ средневековья) ученики обучались алфавиту. Дети в возрасте 4-5 лет упражнялись еще и в письме. В начальных школах, которые были отделены от латинских школ, уроки чтения продолжались для учеников в возрасте 6-10 или 12 лет. В сельских и городских школах (последние существовали до недавнего времени в качестве муниципальных школ для бедных, частных подготовительных и начальных школ) дети практиковались в письме, используя алфавит, который в определенном порядке был написан на дощечке.