Развитие образования в Китае
Сторонники философской школы моистов в противоположность конфуцианцам, пропагандировали практические знания и овладение ремеслами, т.е. выступали за то, чтобы образование носило практический характер, было приближено к реальной жизни. Однако их взгляды не получили в дальнейшем распространения и конфуцианский подход к образованию занял доминирующее положение.
В IV и III вв. до н.э. в Китае происходили многочисленные войны между различными царствами и княжествами. Победителем в этих войнах стало царство Цинь, которое уничтожило полную самостоятельность других царств и в 221 г. до н.э. объединило страну. Так, впервые в китайской истории было создано первое централизованное феодальное государство, которое включало огромную территорию от Южной Манчжурии до Сычуани и Гуандуна.
Администрация Цинь пропагандировала идею возврата к древним формам государственного правления. В 213 г. император Цинь Ши-Хуанди решился на крайние меры: по его приказу были сожжены конфуцианские книги, а многие конфуцианские ученые были казнены.
Образовательная политика при Цинь Ши-хуанди основывалась на принципах школы легистов (законников). Эти принципы сводились в основном к двум положениям: «закон является основой образования», а учитель должен быть чиновником.
Для развития образования в Китае в период правления Цинь большое значение имела реформа иероглифической письменности. В процессе этой реформы было проведено упрощение иероглифов, а затем их унификация.
Династия Цинь пала в результате победы династии Западная Хань. Экономическая политика новой династии (ослабление налогов, развитие сельского хозяйства, решение социальных вопросов) создала материальные предпосылки для развития образования, которое должно было способствовать усилению государственного управления.