Развитие образования в Китае
Однако реформы в области образования пошли в русле политических движений, в частности движения «большого скачка». Это движение потрясло школьное образование, мешало нормальной организации учебно-воспитательной работы. Принятие принципа соединения обучения с производительным трудом могло привести к подмене академического образования производительным трудом, а требование к интеллигенции участвовать в простом и примитивном физическом труде вносило беспорядок в нормальный учебный процесс и резко снизило качество образования.
В 1959-1961 гг. китайская экономика испытывала серьезные трудности. Зимой 1960 г. ЦК КПК принял решение исправить ситуацию: отказаться от ультралевых взглядов и направить усилия на развитие экономики. Министерство образования в 1961-1963 гг. приступило к реализации ряда мер с целью перестроить различные виды образования на всех уровнях. При этом было обращено внимание на сокращение масштабов развития, на рациональное размещение учебных заведений в стране и улучшение качества обучения. На основе обобщения и анализа образовательного опыта министерство образования выдвинуло проект реализации трех требований, а именно: «60 пунктов по развитию высшего образования», «50 пунктов по развитию средних школ» и «40 пунктов по развитию начальных школ».
Эти документы акцентировали следующие моменты:
а) школы должны воспитывать и готовить всесторонне развитых в нравственном, умственном и физическом отношениях специалистов и работников для социалистического строительства;
б) учебно-воспитательный процесс в школах должен проводиться в основной форме классно-урочных занятий при повышении руководящей роли учителя;
в) школы должны продолжать проводить эксперименты по реформированию образования в целях повышения качества воспитания и обучения;