Развитие образования в Китае
С введением новой системы образования расширились возможности для рабочих, крестьян, служащих и их детей получать различные виды образования. К 1954 г. более 10 млн. рабочих и крестьян стали грамотными, десятки тысяч рабочих и крестьян поступили в регулярные школы, и лучшие из них - в университеты и институты.
Однако замена 6-летней (4+2) начальной школы на 5-летнюю оказалась малоэффективной. По этой причине в ноябре 1953 г. была издана директива о совершенствовании и повышении качества начального образования, которая не получила распространения, так как не была проведена соответствующая подготовка к ней, а также отсутствовали учебные материалы и пособия.
В первые годы после образования КНР основная задача реформы содержания образования состояла в том, чтобы изменить те курсы и учебные материалы, которые не отвечали потребностям революции и строительства нового Китая. Реформа учебных программ в начальном и среднем образовании была ориентирована на введение курса патриотического и идеологического воспитания; сокращение общего количества учебных курсов; снижение академической учебной нагрузки учащихся; введение единых национальных учебных планов и программ, учебных материалов и учебников; введение трудового обучения.
Реформа высшего образования включала следующие моменты: введение курса по изучению марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна; перевод на китайский язык учебных планов, программ, материалов и учебников высших учебных заведений СССР; введение единых национальных учебных планов и программ; сочетание учебной работы с практическими занятиями, включая производственную практику, экскурсии и посещения предприятий как важное звено в общей учебно-воспитательной системе.
В первые годы после образования КНР были достигнуты внушительные успехи в реформировании воспитания и образования, что дало возможность подготовить квалифицированные кадры и людские ресурсы для социалистического строительства. Однако существовали и некоторые проблемы, обусловленные недостатком опыта, а также значительной академической перегрузкой студентов.