Развитие образования в Китае
Педагогическая мысль в тот период существовала и развивалась в рамках различных философских школ и течений:
1. Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.).
2. Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н.э.).
3. Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) (479-381 гг. до н.э.).
Немного позже появилась школа легистов (законников) (Фацзя), которую основал философ Хань Фэй (280-230 гг. до н.э.).
Наиболее влиятельными принято считать конфуцианскую и моист-скую школы, которые противостояли друг другу. Конфуцианская школа занимала ведущие позиции в сфере культуры и образования. Во многом она определила пути образования в Китае в тот период и последующие века. Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу всей феодальной системы образования в Китае.
На основе собственной педагогической практики и обобщения прежнего опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распространены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования.
Конфуций считал, что развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стремиться к совершенствованию и повышению образовательного уровня. Главной целью образования он считал воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека («Цзюньцзы»). Он считал, что обучать и воспитывать надо всех людей и был против того, чтобы воспитание было уделом и удовольствием благородных (аристократов). Каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отношению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным. Правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспитания, которое должно культивировать гуманность («Жэнь») и добродетель. Воспитанный человек отличается вежливостью и уважением к людям. Конфуций выступал против войн, которые часто велись при нем между княжествами и причиняли много невзгод простому народу. Он был против коррупции, выступал против назначения людей на службу по протекции, осуждал фаворитизм. По его мнению, назначение на службу должно определяться не знатностью, а степенью талантливости.