Развитие образования в Китае
Основным содержанием воспитания и обучения в период рабовладельческого общества было изучение этикета и норм поведения, счета, письма, а также овладение различными умениями и навыками. Именно в этот период широкое распространение получает термин «Лю И» (шесть искусств). Шесть искусств - это перечень учебных предметов: мораль и этика, церемонии и обряды; музыка; счет (арифметика); чтение и письмо; стрельба из лука; управление лошадью и боевой колесницей.
В этот период Чжоу для учебного процесса было характерно сочетание гражданского и военного обучения, что диктовалось потребностями общества в условиях начала перехода от рабовладельческого строя к феодальному.
Процесс перехода от рабовладения к феодализму в Китае начался в 771-249 гг. до н.э. Период раннего феодального общества характеризуется возникновением ряда философских школ и направлений, расцветом философской мысли. В период Восточного Чжоу жил Конфуций (551-479 гг. до н.э.).
Феодальный строй просуществовал более двух тысяч лет до начала опиумных войн (1840), в результате которых в Китай стал проникать иностранный капитал. Именно это обстоятельство положило начало разложению феодализма. В соответствии с этими процессами развивалось и образование в Китае.
История образования эпохи феодализма подразделяется на три периода: ранний, средний и поздний.
В период раннего феодализма происшедшие социально-экономические изменения в обществе, связанные с появлением частного землевладения и конкурентной борьбы между землевладельцами, вызвали изменения в области идеологии, культуры и образования. Была сломана монополия рабовладельцев на культуру и образование. Стали появляться различные философские школы и течения, начался период быстрого развития образования. Этот период в истории Китая называют периодом развития «Ста школ и ста цветов», появились частные школы «Сы сюэ». Имущие слои нуждались в грамотных и талантливых людях, которые могли бы быть у них на службе, помогать в управлении, вести политические дела. Это привело к формированию ученого сословия («Ши»). Из этого сословия стали выходить учителя, которые создавали свои независимые (авторские) школы.