Развитие образования в Китае
В годы правления манчжурской династии Цин (1644-1911) положение в сфере образования в Китае оставалось примерно таким же, как и в годы правления династии Мин. Маньчжуры сохранили государственную систему императорских экзаменов с ее стилем «багувэнь» и прежнюю школьную систему. Для представителей манчжурской знати были созданы «восьмизнаменные» школы. Термин «Баци» (восемь знамен) был символом маньчжурской армии. Маньчжуры сохранили в прежнем виде образовательную систему, что привело в итоге к ее полному застою. Это отрицательно сказалось на развитии китайского общества, способствовало консервации феодальных отношений и явилось одной из причин отставания Китая от стран Западной Европы и Америки в XIX в.
После поражения, нанесенного англичанами в Опиумной войне в 1840 г., монархический Китай был вынужден подписать ряд неравноправных договоров с Англией, а затем и другими странами, в результате чего страна ослабила свои позиции как независимое государство и стала превращаться в полуколонию. Интервенция империалистических держав и коррупция монархического правительства породила антиимпериалистическую и антифеодальную борьбу китайского народа. Эта борьба выразилась в Тайпинской революции, величайшем крестьянском восстании в истории Китая, а также в движении «Ихэтуань» (Боксерское восстание).
Движение «Ихэтуань» в Северном Китае в 1900 г. представляло собой антиимпериалистическую вооруженную борьбу крестьян и ремесленников. Оно нанесло сильный удар по империалистам и феодальному правлению династии Цин. Некоторые деятели образования и патриотически настроенные интеллигенты были сильно озабочены коррумпированностью и некомпетентностью пинского правительства. Они сознавали, что китайское общество непрерывно идет к национальному кризису, видели беспомощность феодальной системы, склонялись к реализации более прогрессивной капиталистической системы и выступали за осуществление реформ в обществе. Известные представители этого круга лиц, такие, как Гун Цзицзэнь (1792-1841), Линь Цзэской (1785-1850), Вэй Юань (1794-1857), были одними из первых интеллигентов, которые выступали за изучение опыта западных стран, за политику, которая способствовала бы превращению Китая в богатую страну с сильной армией. Они критиковали китайскую традиционную (древнюю) феодальную систему образования, схоластическую неоконфуцианскую доктрину, выступали за изучение и использование прикладных наук, достижений науки и технологии западных стран, критиковали систему императорских экзаменов отбора талантливых людей с использованием стиля «Багу» при написании восьмичленных сочинений, требовали обеспечить условия для отбора действительно талантливых людей для управления страной.