Развитие образования в Китае
В них практиковались различные формы и методы обучения, обучение могло быть коллективным и индивидуальным, содержание образования было свободным, практиковались свободные дискуссии по самым различным проблемам. К этому следует добавить, что в этих учебных заведениях был благоприятный климат, отношения между преподавателями и учениками отличались взаимоуважением и любовью. Большинство академий классического образования воспитывали учащихся в духе, противоречившем установкам императорской экзаменационной системы, хотя и были под влиянием этой системы. Некоторые академии затем утрачивали свои преимущества и следовали общей линии официальной политики в области образования, которая ставила все учебные заведения в зависимость от императорской системы экзаменов.
Как уже отмечалось, крупным китайским педагогом был известный философ-неоконфуцианец Чжу Си. Он создал свое учебное заведение — Академию классического образования «Байлудун», — был автором ряда книг, главными из которых являются «Комментарии к конфуцианскому четверокнижию» и «Идеи академии Байлудун».
Чжу Си выступил резким критиком официальной государственной системы образования и императорской системы экзаменов. Подчиненность системы образования системе экзаменов не позволяет установлению честных человеческих отношений, противоречит морали, не способствует внимательным и добрым отношениям учителей к ученикам. Чжу Си считал главным делом создание школ для обучения народа и распространения знаний. Подчинение школьной системы системе экзаменов противоречит этой идее.
Цель образования по Чжу Си - создание честных человеческих отношений, т.е. отношений между отцом и сыном, правителем и подданным, мужем и женой, братьями и друзьями. Эти отношения составляют моральный фундамент общества. Чжу Си в своей книге «Идеи академии Байлудун» развивает конфуцианский тезис о важности морального воспитания, который должен быть положен в основу всего нравственного воспитания.