Развитие образования в Индии

Шудрам не разрешалось изучать Веды. Они учились у своих родителей обрабатывать землю, выращивать скот, прясть и ткать, а также осваивали другие ремесла, чтобы удовлетворять социально-экономические нужды арийского общества. В то же время шудрам разрешалось изучать медицину, так как Аюрведи-ческая Упанаяна была открыта для всех четырех слоев общества. В изучении аюрведических наук уделялось внимание как шастрам (теория), так и прайоге (практика). Нужно было изучать патологию, медицину, хирургию, токсикологию, все, что связано со змеиными укусами, анализом крови и костями. Студенты, изучающие определенную дисциплину, могли обращаться за советом и знаниями практического характера к учителям других предметов. Ведические школы были открыты и для женщин, которым нужно было перед вступлением пройти обряд посвящения. Их обучение включало отдельные курсы, связанные с изучением Вед. Основной целью обучения было научить женщину помогать мужчине в его социально-религиозной деятельности. Многие отцы хотели, чтобы их дочери стали образованными женщинами и удачно вышли замуж. Век Упанишад дал много образованных женщин-философов, среди которых две жены мудреца Яджнавалкьи Майтреи и Гарги, принимавшие участие в дискуссиях и спорах с мудрецами и философами при дворе короля Джанаки за много веков до рождения Христа.

Как же было организовано это обучение? Учитель по памяти излагал текст ученикам, которые сидели на земле вокруг него. Каждый день много часов подряд они повторяли стих за стихом до полного запоминания. В период упорядочивания Упанишад возникло искусство письма на пальмовых листьях (талапатра). Позднее научились писать на медных пластинках. Но считалось грехом сводить изучение Веды к письменным упражнениям. Как и в старину, учащиеся хором повторяли текст, напоминая дружно квакающих перед дождем лягушек. В то же время определенное разнообразие вносило изучение Упанишад, которое часто проходило в форме вопросов и ответов, или обсуждения проблемы по инициативе учителя или ученика. Содержание материала могло быть также изложено в форме аллегории или притчи. Этот дискурсивный метод преподавания позднее привел к развитию логики или Тарка Шастры. Он в чем-то походил на метод, к которому прибегал Сократ в Древней Греции.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>