Развитие образования в Индии
Гимны Ригведы стали первым объектом изучения в ведической школе. Позднее к ним добавились гимны трех других Вед: Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы. Гимны Самаведы, которые в основном были взяты из Ригведы, предназначались для исполнения особой категорией жрецов во время жертвоприношения Сомы. Гимны Яджурведы, тоже во многом заимствованные из Ригведы, содержали также и оригинальные прозаические формулы, которые должны были произносить жрецы, выполнявшие подсобную роль при жертвоприношении. Атхарваведа в основном представляет собой собрание песен, заклинаний и заговоров для исцеления от болезней, восстановления гармонии тела и души и изгнания злых духов.
Сома и Яджурведы отражают господство сословия жрецов, достигшее своего апогея к моменту расселения арийцев на восток вдоль Ганга, в период, когда племенная форма организации арийцев стала превращаться в монархическую. Каждый вождь хотел подчинить себе соседей, распространить свою власть на всех и стать самратом (императором). Для этого ему нужно было благословение богов, которых он хотел задобрить жертвоприношениями - раджасуя (посвящение царя), ваджапея (глоток могущества) и ашвамедха (жертвоприношение коня). И сделать это без жрецов или брахманов, которые одни знали, как совершать эти жертвоприношения, он не мог. Брахманы нужны были не только царям, но и другим членам арийского общества, чтобы петь гимны по случаю рождения, свадьбы и смерти, а также в других случаях, когда этого требовало соблюдение религиозного долга. Таким образом, возвышение сословия брахманов практически завершилось через несколько веков после сочинения Ригведы и нашло выражение в создании другого вида священной литературы - огромных по объему Брахман, которые в основном состояли из прозаических текстов, содержащих разъяснения и толкования жертвоприношений. Жрецы усложнили ведическую религию, догма и ритуал стали господствовать в ней. Многие уже тогда в поисках высшего знания хотели возвратиться к дням Ригведы. Они покидали города, жили в лесах или пещерах, проводя время в глубокой медитации и размышлении. Для живущих в лесах отшельников со временем были сочинены Араньяки (лесные книги). Для тех же, кто предавался глубоким философским размышлениям, которые вращались вокруг двух концепций Брахмана и Атмана (т.е. Универсальной Души и Индивидуального «Я»), были сочинены Упанишады.