Развитие образования в Индии

Мусульманские правители и представители правящего класса строили мектебы и мечети, исходя прежде всего из необходимости выполнять религиозный долг. Забота об образовании подданных было в меньшей мере свойственна для них. К тому же практически годы мусульманского господства в Индии были годами войн и междоусобиц, в ходе которых земли, которые передавались в дар школам, конфисковывались, а средства, предназначенные для развития образования направлялись на другие цели, чаще всего, как это было в случае с Ала-ад-дином-Хильджи, на увеличение армии. Мектебы и медресе во многом зависели от благосклонности тех, кто давал деньги на их функционирование. Смерть благодетеля, смена наследников часто оборачивались закрытием школы.

Исламское образование в Индии достигло своего зенита при Ауран-гзебе. С его смертью в 1707 г. начался упадок образования. Не было сильных наследников, которые смогли бы уберечь от развала огромную империю в период восстаний местных правителей, опасности персидского нашествия Надир Шаха, набегов Ахмад шаха Абдали из Афганистана. Упадок империи моголов сопровождался кризисом в торговле и коммерции, сельском хозяйстве и промышленности. Положение усугублялось присутствием в этот период в Индии европейских торговых компаний, которые, конкурируя между собой, обостряли и без того незатухающие междоусобные распри индийских раджей и вельмож. В XVIII в. Британская Ост-Индийская компания со штаб-квартирой в Калькутте распространила свою юрисдикцию на территории Восточной Индии (Бенгалия, Бихар и Орисса). Перехитрив своих европейских конкурентов и местные власти, она превратилась в верховную правящую политическую силу, которая только формально признавала власть моголов.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>