Развитие образования в Индии

После окончания мектеба можно было продолжить обучение в медресе. И для этого не нужно было проходить формальную церемонию посвящения. Медресе в основном строили представители имущих сословий. Содержались они за счет доходов от подаренных школе земель и сумм, которые жертвовали богатые люди, отличающиеся высоким чувством религиозного долга. Официальные власти не вмешивались в жизнь медресе, иногда лишь оплачивая жилье и питание тех, кто хотел получить более основательное образование. Формой поощрения образования можно считать и то, что после 10-12 лет обучения в медресе трудолюбивый ученик мог рассчитывать на хорошее место в административном аппарате государства. Высшее образование в медресе сочетало светский и религиозный аспекты. К светским предметам относились: грамматика арабского и персидского языков, проза, литература, логика, философия, право, астрология, арифметика, история, география, медицина и основы сельского хозяйства. В то время как цикл религиозных дисциплин был нацелен на вдумчивое и глубокое изучение Корана, комментариев к нему, заповедей Пророка Мухаммада, исламских законов и иногда догматов суфизма. По мере того как постепенно росло число новообращенных, которым нужно было сообщить об основах ислама, возрастало и значение религиозных предметов, и вскоре они стали доминировать в медресе.

Преподавание в мектебе и в медресе велось на арабском и персидском языках. Но нужно помнить, что эти языки не были родными для делийских султанов, которые говорили на турецком языке. Введение4 арабского и персидского было связано с тем, что они ассоциировались с Пророком Мухаммадом и процветающей исламской культурой Багдада. Среди делийских султанов было много образованных людей, которые покровительствовали образованию и науке. Ученые, художники, поэты, архитекторы и строители не только из самой Индии, но и из дальних стран находили приют и поддержку при их дворах и дворах их наместников. И вскоре появились достойные сочинения на персидском и арабском, были созданы выдающиеся произведения искусства, вперед шагнула и наука, особенно медицина и астрономия. Дворы делийских султанов превратились в настоящие центры учености и культуры. Так, двор Ала-ад-дина Хильджи (XIII — нач. XIV вв.) называли «завистью Багдада, соперником Каира и равным Константинополю». Его современник Амир Кхушрау, родившийся и выросший в Индии, ставший всемирно известным персидским ученым, был одним из лучших представителей этой индийской образовательной системы мектеб-медресе.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  Следующая > В конец >>