Развитие образования в Финляндии

Эта борьба прослеживалась как в структуре школьной администрации, так и в новой программе школьного образования. Качество образования в школах можно было поднять, сокращая количество школ, но в Финляндии с этим не согласились. Здесь новые школы открывались довольно интенсивно, особенно в 1620-1650 гг. Основным вдохновителем этого процесса стал епископ Исаак Ротхови-ус. Многочисленные комитеты и парламент стремились найти выход из дискуссий о школах. Закон о школе в 1649 г. стал результатом этих дискуссий. Это был компромисс, который гарантировал и закреплял гуманистические традиции в образовании. Школьная система складывалась из трех самостоятельных ступеней: младшая «народная» школа, старшая «народная» школа и гимназии. Целями школьного образования объявлялись формирование набожного и добродетельного ума у учеников, хорошее знание языков и твердое знание основных общественных предметов. Первая цель касалась, естественно, всех граждан. Вторая имела в виду преподавание древних языков - латинского, греческого и еврейского. Третья цель заключалась в изучении математики, астрономии, естественных наук, гражданского делопроизводства и шведского законодательства. Учителя в народных школах вели занятия по всем предметам, а в гимназиях они специализировались на преподавании своего собственного предмета. Этот закон о школе действовал вплоть до 1843 г. К концу 1650 г. в Финляндии были 2 гимназии, 6 народных школ и 20 классических средних школ. Рост числа средних школ был в то время признаком прогресса, хотя географически все школы располагались в южной и западной частях Финляндии. Этого было недостаточно, чтобы открыть дорогу к школе для учеников из северных и восточных частей страны. Школы открывались в основном в городах и составляли конкуренцию духовенству, которое занималось образованием населения в сельской местности.

В XVIII в. в Финляндия была вовлечена в войны, которые ознаменовали конец могущества Швеции. Восточные части Финляндии были присоединены к России. Города Выборг, Хамина, Савонлинна и Лап-пинранта остались восточнее новой границы. Обе войны приостановили систематическое образование и явно замедлили распространение грамотности в стране.

И хотя Финляндия потерпела поражение, идеалом образованности для многих финнов в этот период стал просвещенный гражданин, который обладал бы независимым мышлением и отсутствием каких бы то ни было предубеждений.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  Следующая > В конец >>