Развитие образования в Финляндии
Агрикола разработал азбуку и другие учебные книги на финском языке. Задача эта была нелегкой, однако, ему удалось заложить основы, с помощью которых школы и учителя могли бы продолжать его деятельность. Агрикола обратился со своим учением ко всем своим согражданам, о чем свидетельствует первый стих в написанной им азбуке:
Теперь узнает и стар, и млад, чтобы выучить финский язык, надо открыть для него свое сердце, почитая при этом божественные заповеди.
Агрикола был также и государственным деятелем, стремившимся усилить позиции Финляндии, поделенной между Швецией и Россией. Финляндия была разделена на две епархии; вместе с епархией в Турку появилась епархия и в Выборге.
Процесс перехода Финляндии к лютеранству был медленным. Во времена правления короля Сигизмунда (1586-1593) приверженцы католицизма усилили свои позиции. Об этом свидетельствует и увеличивающееся количество студентов, которые продолжали образование за границей в католических высших учебных заведениях. Отток учащихся за границу замедлил развитие финских городских школ. В то время в Финляндии было только пять городских школ: помимо Турку и Выборга, школы появились в Порво, Хельсинки и Пори. Новая эра в образовании по-настоящему началась только в конце XVI в. с открытия школы в Рауме. До этого времени количество учащихся уменьшалось по всей стране, тем более, что образование оставалось уделом дворянства, духовенства и бюргеров.
Заботясь о распространении грамоты, церковь преследовала исключительно религиозные цели. Духовенство требовало, чтобы все родители учили своих детей читать, и наблюдало за обучением, ежегодно проверяя грамотность детей старше 7 лет. К тем, кто не подчинялся этому требованию, применялись строгие меры: взрослые, не умевшие читать, исключались из общины, им не разрешалось вступать в брак. Обучение велось главным образом в семье. В результате дети с трудом умели читать некоторые духовные книги, часто не понимая смысл прочитанного.