Развитие образования в Австралии
Вместе с убедительными аргументами, говорящими о ценности науки, университеты защищали классическое образование и социальные и экономические привилегии, которые оно давало. Защита подобных привилегий продолжается в Австралии и в наши дни, и чувство превосходства сторонников этих идей ограждает их от необходимости размышлять об уроках собственной истории.
Университеты XIX в. были консервативны в вопросах учебного плана. Особое недоверие у населения вызывали четыре университета, которые были основаны в Сиднее (1852), Мельбурне (1855), Аделаиде (1876) и Хобарте (1893). Тогда, и это видно из их архитектуры, их моделировали по образцу британских университетов, особенно Оксфорда и Кембриджа.
Как писала «Сидней Монинг херальд» в ноябре 1857 г., «со временем существенно урезанные классические и математические дисциплины заняли равное положение с гуманитарными предметами, что гораздо больше соответствовало жизненным целям людей». Один из видных директоров сиднейской школы писал в том же году, выражая отрицательное отношение своих коллег к университетам: «Преподавательский состав из трех профессоров, двух-трех помощников, прекрасное здание, лишь наполовину заполненное, и пустая коробка для денежных подношений. Что же касается учебного плана, то он запаздывает на целых десять лет». Похожее мнение было выражено во многих городах, где создавались университеты без серьезного углубления в классическое образование и оспаривающих утверждение немецкого педагога Герберта Спенсера (1820-1903) о ценности естественнонаучных знаний.
Уже тогда университеты вводили учебный план, который обеспечивал им особую привилегию, имевшую преимущество над всеми другими привилегиями. С самого начала они были светскими институтами, в которых профессорам запрещалось преподавать теологию. Общим для всех европейских университетов была их связь с религией. В Оксфорде и Кембридже особенно рьяно следовали церковным догматам, от которых впоследствии были полностью и намеренно отказались.