Развитие коммуникативной компетентности педагогов
Воспитание ребенка — всегда двусторонний процесс, в котором взрослые, воспитывающие ребенка, и сами открывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбирают свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий. Чтобы научить ребенка тому или иному виду общения, педагог сам должен уметь общаться.
Мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения. Обучение таким приемам проводит педагог-психолог. Оно может проходить в различных формах: консультации, семинары, групповые дискуссии, тренинги и т. д.
Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.
Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направленные на развитие определенных умений (вести беседу, разрешать конфликты) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения — способность адекватно воспринимать себя, партнеров по общению, ситуацию в целом.
В социально-психологическом тренинге акцент делается на активные методы, в частности, групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется, в основном, в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа (групповые дискуссии, разбор проблемных ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.). Среди игровых методов социально-психологического тренинга (ролевые игры, невербальная психогимнастика, поведенческий тренинг и т. д.) наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр.