Развитие коммуникативной компетентности педагогов
«Отражение чувств»
Из группы выбирают двух человек (по их собственному желанию). Один будет играть роль родителя (или ребенка), второй выступать в своей профессиональной роли. Тренер инструктирует первого участника относительно разыгрываемой роли (задается предварительный сценарий: оговаривается ситуация, чувства, фразы, лучше — позаимствованные из реальной жизни) за пределами групповой комнаты. Далее первый участник действует по заданному сценарию (прямо или косвенно выражает агрессию, обиду, неуверенность и т. д.), второй — пытается построить конструктивный диалог, отражая чув-ства собеседника.
Эффективное общение предполагает не только умение слушать и понимать своего собеседника, но и способность искренне и адекватно говорить о своих чувствах и желаниях, выражать свои просьбы. То есть строить свои высказывания таким образом, чтобы быть услышанным и понятым и, в то же время, не ущемить интересы и достоинство другого человека.
Такие возможности предоставляет техника «Я-сообщения».
Использование Я-сообщения
Техника Я-сообщения позволяет педагогам и родителям положительно влиять на поведение ребенка, особенно в случаях, когда это поведение является нежелательным, неприемлемым.
Модель Я-сообщения состоит из трех основных частей:
• события (когда..., если...);
• реакции (я чувствую...);
• предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы..., я предпочел..., я был бы рад).
Первоочередная цель Я-высказывания — сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее. Противоположным вариантом Я-сообщения является «Ты-сообщение». Ты-сообщения часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: «Ты всегда разбрасываешь свои вещи!», «Немедленно прекрати это делать!», «Ты неисправим!».