Развитие коммуникативной компетентности педагогов
Участники делятся на тройки. Двое беседуют, третий контролирует использование приемов активного слушания. Затем функции меняются. После работы в тройках — групповое обсуждение задания. Если кто-то из участников испытывает затруднения при отработке тех или иных навыков, задание отрабатывается в общем круге с организующей помощью тренера (психолога).
«Внимательный слушатель»
Участники разбиваются по парам. Первый партнер будет говорящим, второй — слушателем. Первый повествует слушателю о своих трудностях в отношениях•« людьми, о своих сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через три минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои впечатления по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов говорящего. Первый партнер движениями головы подтверждает или опровергает слова второго, в зависимости от того, насколько верно поняты и переданы его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнения .
«Двойной сигнал»
Все участники получают записанную на листе эмоционально окрашенную фразу, которая должна непосредственно относиться к педагогическому общению и быть значимой. Некоторые из фраз должны быть противоречивыми по смыслу, например: «Я так рада, что ты разбил аквариум!». Далее каждый участник, по кругу, зачитывает свою фразу, стараясь передать эмоциональный контекст. Обсуждение проводится сразу после прочтения фразы, акцентируется внимание на интонации, чувствах, искренности и ощущении доверия (в каких случаях оно возникает, в каких — нет).