Развитие коммуникативной компетентности педагогов

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ

«Слушание»

Участники делятся на две группы. Первая остается в комнате, в которой проводится тренинг, участники второй выходят вместе с тренером для получения инструкций (инструкцию можно дать и в письменном виде).

Инструкция для второй группы: «По моему сигналу вы начинаете общение со своим партнером, основная ваша задача — внимательно его слушать, примерно через пять минут я подам вам другой условный сигнал, означающий изменение вашего задания. После него вы попытаетесь партнера не слушать. Ваш партнер не должен ничего знать о полученной вами инструкции».

Инструкция для первой группы: «Вы, в течение отведенного вам времени, рассказываете своему собеседнику что-либо (делитесь впечатлениями о фильме, о планах на отпуск и др.). По моему сигналу вы прекращаете общение».

Затем участники обеих групп делятся на пары (один человек из 1-й группы, другой из 2-й) и по сигналу ведущего начинают общение в соответствии с полученными инструкциями.

По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями от общения. Сначала те, кто рассказывал: как их слушал собеседник, удалось ли ему быть внимательным на всем протяжении беседы, что мешало, что помогало в беседе, какие поведенческие проявления способствовали (не способствовали) общению. Затем высказывается второй собеседник: удалось ли ему выполнить инструкцию, были какие-либо трудности, какие чувства он испытывал и т. д.

«Активное слушание»