Развитие коммуникативной компетентности педагогов
Активное слушание может применяться, когда ребенок расстроен, обижен, ведет себя агрессивно, переживает боль или страх. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживания. «Проговаривание» чувств ребенка помогает снять напряжение.
Активное слушание неэффективно, когда ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В такой ситуации нужно просто дать ему возможность «выговориться» и успокоиться. И здесь оптимальным будет прием пассивного слушания.
Пассивное слушание — выражение собеседнику понимания и поддержки, подтверждение того, что ему глубоко и искренне внимают. Используются речевые обороты типа: «да-да», «угу», «ну, конечно» и кивание головой. Не стоит отрицать чувства партнера высказываниями: «Не волнуйся», «Все будет хорошо» — поскольку если чувства есть, на них нужно отреагировать.
Эмпатическое слушание — позволяет понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. Методика эмпатического слушания применима только при наличии у человека потребности поделиться своими переживаниями. При эмпатическом слушании не дают советов и оценок, не критикуют собеседника, не пытаются озвучить истинные причины его переживаний и поведения. Основные моменты: искреннее внимание, принятие и отражение чувств («Ты очень расстроен», «Ты злишься...», «В твоих словах я слышу обиду...»). Эмпатическое слушание помогает наладить контакт между педагогом и ребенком, установить доверительные отношения и избавиться от коммуникативных барьеров (в частности, недоверия, жесткого оценивания) .