Развитие коммуникативной компетентности педагогов

Проведение тренингов предъявляет определенные квалификационные требования к ведущему. В развивающей работе с педагогическим коллективом эффективным будет использование и отдельных элементов тренинга.

Какая форма работа окажется для вас более приемлемой — зависит, прежде всего, от ваших целей и возможностей. Далее речь пойдет о некоторых приемах эффективной коммуникации, которые могут быть полезны при планировании групповой работы с педагогами.

ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Для установления с ребенком контакта и достижения взаимопонимания необходимо уметь правильно оценивать по невербальным признакам (выражению лица, жестам), интонации и содержанию речи, а также по поведению ребенка его эмоциональное состояние. Умение слушать также является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желанию понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и, по возможности, разделить его чувства.

Активное слушание — это уточнение информации, которую хочет донести собеседник. Активно слушать ребенка значит «возвращать ему в беседе то, чем он поделился, при этом обозначая его чувства. Активное слушание включает в себя:

• перефразирование (эхотехника). Часть высказывания собеседника формулируется своими словами и возвращается ему с уточняющими вопросами, без какой-либо интерпретации высказывания. Например; «Правильно ли я Вас поняла...», «Вы считаете, что...» я т. д. Эхотехника позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли.

• резюмирование. Предполагает подытоживание сказанного собеседником в самом сокращенном виде.

• развитие идеи. Из сказанного собеседником делается логическое заключение, предположение о причинах услышанного, что позволяет уточнить смысл сказанного и дает возможность получить информацию без прямых вопросов.