Развитие коммуникативной компетентности педагогов
Проведение психолого-педагогического тренинга всегда основывается на общих правилах работы в группе, таких, как:
• персонификация обращения и высказывания. Предполагает высказывания только от своего имени, а также обращения к конкретному человеку, и по имени, а не ко всей группе в целом;
• активность на занятиях;
• добровольность;
• правило «здесь и теперь». Актуализируются события, чувства, проблемы, которые имеют значение в настоящем времени, даже если они происходили раньше. Кроме того, обсуждаются процессы, происходящие непосредственно в группе;
• правило открытой обратной связи. Оно позволяет дать почувствовать говорящему отношение участников группы к его сообщению;
• безоценочность личности (можно говорить о своем отношении к тому или иному поступку). Вместо оценок по адресу другого человека, высказываются чувства, которые он (или его действия) вызывают;
• конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы;
• правило «стоп». Если человек не хочет говорить что-либо, он может воспользоваться этим правилом .
Чтобы обучение педагогов развивающему общению с детьми было эффективным, нужно наличие мотивации самого воспитателя в изменении своего стиля общения. Зачастую прямое указание человеку на несоответствие каких-либо его действий ситуации или поставленным задачам не имеет выраженного эффекта. В процессе тренинга каждый его участник может самостоятельно оценивать свои возможности и трудности в конкретных коммуникативных ситуациях. Такая активная позиция — необходимое условие для возможных позитивных изменений в сфере общения.
Главная задача активного социально-психологического обучения — это не столько овладение техникой общения, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоретические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков.