Развитие коммуникативной компетентности педагогов
Профессиональная гибкость педагога проявляется в умении предложить ребенку различные варианты на выбор, соотнести педагогические цели со средствами воздействия и интересами ребенка. Успех практического действия педагога будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать педагогическую цель и выбрать оптимальные способы ее достижения.
Проанализировать эффективность своей воспитательной стратегии в конфликтных ситуациях можно с помощью «дневника конфликтных ситуаций». Основная суть: в дневник (любую тетрадь) записываются все конфликтные ситуации за определенный промежуток времени.
Такой дневник можно посоветовать вести и родителям, у которых возникают сложности во взаимодействии с ребенком. Полученные результаты анализируются самостоятельно или совместно с педагогом-психологом.
Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок пытается добиться своего настойчивыми требованиями, докучливыми просьбами. И это вызывает раздражение и чувство беспомощности, как у родителей, так и у воспитателей. Конечно, и у такого способа поведения есть причины, однако — как реагировать на него адекватно в конкретной ситуации? Кроме техники «Я-высказывания» можно использовать технику «заезженной грампластинки», включающую принятие чувств (или комплимент) партнера(у) по общению, объяснение причин своего поведения (отказа). После фразы ставится «жирная» точка. Рассмотрим применение этой технике на примере.
Ребенок требует у родителя: «Пожа-а-а-луйста, дай мне свой сотовый телефон в садик! Я буду тебе звонить!»
Родитель: «Ты уже достаточно большой и многое умеешь, в том числе и обращаться с телефоном. Но телефон нужен мне для работы и я не могу отдать его тебе».