Развитие коммуникативной компетентности педагогов

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В жизни каждого человека конфликты неизбежны, и их возникновение нельзя рассматривать однозначно негативно. Конфликты можно воспринимать как некую задачу, решение которой открывает новые возможности общения и саморазвития. Конфликт учит нас отстаивать свои интересы и считаться с интересами других, осознавать и контролировать свои чувства, находить альтернативные варианты выхода из напряженной ситуации.

Любой конфликт имеет свою структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Внутренняя позиция участников — это цели, интересы и мотивы, то, что не проявляется открыто в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция выражается в речевом поведении конфликтующих, отражается в их мнениях, взглядах, желаниях. Дифференцировать внешнюю и внутреннюю позицию участников конфликта необходимо для понимания их внутренних мотивов поведения.

Педагог и ребенок могут иметь разные объекты конфликтной ситуации. Рассмотрим такую ситуацию: на занятии дети коллективно сочиняют сказку, Илья нарушает дисциплину (кривляется, «воет», вскакивает с места) и отвлекает внимание детей и педагога на себя. Для педагога в данной ситуации объект конфликта — дисциплина, для Ильи — стремление привлечь к себе внимание.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Если конфликт возник в деловой сфере, необходимо постараться удержать его в этих рамках. Здесь помогут вышеописанные приемы эффективной коммуникации, в частности, принятие и техника «Я-высказывания».

Динамика конфликта состоит из трех этапов:

1. Нарастание. На этом этапе возможно блокировать развитие конфликтной ситуации.

2. Реализация.