Разновидности технологии полного усвоения

Нельзя не заметить высокую степень четкости и определенности этой системы. Однако за счет чего она достигается? Ключом здесь является разбивка всего материала на небольшие порции, представленные в виде детально выраженных "поведенческих" целей. Оборотная сторона этого - механическая раздробленность материала на микроскопические порции, соответствующая дробность и механический привкус учебного процесса. Конечно, эта система работает и достигает известною эффекта . Но, во-первых, результат этот преимущественно ориентирован на репродуктивное усвоение. Во-вторых, система не только сводит на нет все возможности совместной работы, взаимопомощи и сотрудничества детей, но и попросту обособляет детей друг от друга. Ставка на сугубо индивидуальную работу вызывает не столько желание упрекнуть создателей этой системы за воспитание в духе крайнего индивидуализма, сколько сочувствие к ребенку, помещенному в незримые рамки раздробленного учебного процесса. Конечно, остаются моменты взаимодействия учителя с учеником, и педагог может заполнить их теплом и вниманием, превратить в моменты истинно человеческого общения и тем самым дополнить систему, которая всего этого не предусматривает.

Дифференциация обучения: некоторые общие положения. Современной модификацией технологии полного усвоения можно считать технологию уровневой дифференциации, разработанную московскими и петербургскими педагогами в середине 80-годов.

Актуализация проблемы. В практике обучения выделяются две следующих формы дифференциации:

1. Внешняя дифференциация — создание на основе определенных принципов относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы , либо в рамках элективной системы .