Разновидности технологии полного усвоения
Наибольшее распространение «план Келлера» получил в вузах США, где применяется в преподавании как естественнонаучных, так и гуманитарно-общественных дисциплин. Экспериментальные проверки, проведенные в 70-80-х гг., подтвердили более высокую эффективность "плана Келлера" в достижении поставленных учителями учебных целей.
Индивидуально предписанное обучение было создано в середине 60-х гг. в Центре исследований и разработок в области обучения Питтсбургского университета. Эта система индивидуализированного обучения предназначена для учеников начальной школы - от подготовительного до шестого класса и охватывает чтение, письмо, орфографию, чистописание, математику и естествознание. Учебный материал включает сотни конкретных поведенческих целей, которые сгруппированы в блоки, соответствующие разделам материала по предмету , и разделены на подуровни. Учебные цели расположены в жесткой последовательности. Учебный материал и виды учебной деятельности не выбираются, а предписываются программой обучения. Преобладает индивидуальная работа, но в некоторых случаях предписывается и работа в небольших группах; продвижение ученика по программе идет в собственном темпе.
Учебные цели формулируются на языке наблюдаемых действий и должны поддаваться однозначному определению. Они охватывают небольшие фрагменты учебного материала. Приведем примеры целей применительно к математике и чтению: "Ученик складывает две дроби с общим знаменателем"; "Ученик выделяет слова со сходными значениями"; "Ученик делает устный пересказ прочитанного рассказа" и т.д.
Понятно, что характер учебных целей играет важнейшую роль в реализации данной системы обучения. Степень достижения целей , условно установленная в качестве норматива, требует, чтобы для каждой цели были предложены конкретные образцы. В некоторых случаях их может быть немного - тогда ученик должен успешно выполнить все действия .