Разновидности семинарских занятий в высшей школе

♦ выбираются рациональные идеи, но остальные не отбрасываются.

С целью упорядочения работы для участников «мозговой атаки» могут быть установлены организационные правила:

♦ обучающиеся разбиваются на группы: руководители, генераторы идей, аналитики идей;

♦ время выступления — не более 3 минут;

♦ все стремятся к установлению непринужденной атмосферы, благоприятной для генерирования идей.

«Мозговая атака» может применяться как один из методических приемов семинарского занятия, а также как самостоятельный метод его проведения.

Семинар с использованием метода «круглого стола».

Этот метод — разновидность диалога. Он требует от преподавателей или привлекаемых специалистов реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии. Ведущий «круглого стола» (не обязательно им должен быть преподаватель) стремится обеспечить основные принципы известного полемического кодекса чести (взаимная интеллектуальная терпимость и доверие участников, объективность, искренность, активность, откровенность, определенный уровень эмоциональной напряженности, разумная доля юмора).

Порядок подготовки и проведения «круглого стола» определяется спецификой самого метода. Заблаговременно сообщаются тема, время начала, продолжительность семинарского занятия; Обучающимся предлагается подготовить интересующие их вопросы в пределах темы. Особое значение придается оснащению места проведения, само название метода подчеркивает необходимость круга или какого-либо другого расположения, зрительно подчеркивающего равенство участников.

Для «круглого стола» разрабатывается сценарий, в котором ориентировочно определяются возможная последовательность, содержание и регламент выступлений. Рекомендуется делать домашние заготовки и предусматривать применение стимулов на случай угасания или не возгорания дискуссии.