Разновидности семинарских занятий в высшей школе

Ранее отмечалось, что в ходе семинарского занятия часто для поддержания или оживления дискуссии по какой-либо обсуждаемой проблеме преподаватель задает слушателям наводящие и уточняющие вопросы. Индифферентная форма вопросов типа «Кто хотел бы дополнить?» не достигает цели. Такие вопросы по форме также должны иметь проблемный характер.

Главное, чего добивается преподаватель при постановке подобных вопросов, — умение вскрывать противоречия.

Постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций предъявляют дополнительные требования к научной эрудиции, методическому мастерству преподавателя. При этом необходимо постоянно помнить, что проведение проблемных семинаров — не самоцель, а важнейшее средство углубленного изучения предмета. Проблемные семинары исключают пассивность студентов на занятиях, а также бесполезные словопрения с внешней придачей им необходимой целеустремленности и направленности.

Во всех случаях при организации, подготовке и проведении семинаров следует обращаться к диалектике, раскрытию противоречий реальной жизни. Семинар, построенный на раскрытии противоречий, никогда не будет скучным, всегда будет интересным и поучительным.

Семинар с использованием «сократовского» метода обучения.

Своим названием метод обязан древнегреческому философу Сократу, который учил мыслить, вовлекая собеседника в вопросно-ответную беседу.

Такие семинарские занятия являются гибкой формой совместной творческой деятельности преподавателя и студентов. Задаваемый вопрос должен заставлять их постоянно размышлять, доказывать и отстаивать свои позиции, свои мысли. При этом важно создавать проблемную ситуацию, для решения которой необходимы индуктивные обобщения. Сущность «сократовского» метода заключается в самостоятельном определении обучающимися основных понятий и дефиниций, подлежащих усвоению. Этому предшествует беседа, в ходе которой преподаватель рядом последовательных вопросов изобличает студента в противоречиях. Вопросы при этом строятся по принципу критического отношения к догматическим утверждениям. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль обучающегося к поискам истины.

Для вас в нашей организации укл по невысоким ценам.