Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
Индивидуальная работа социального педагога с учащимися проводится в форме бесед, консультаций, собеседований, заполнения диагностического материала, "Карты интересов" и "Карты продвижения", в которых регулярно фиксируются положительные достижения и выявленные проблемы школьников (особенно так называемых "трудных"). Такая работа необходима как для социального педагога — в линии выстраивания "индивидуальной траектории развития личности ребенка (подростка)" с позитивными тенденциями или, наоборот, с выявленными проблемами, — так и для отдельно взятого школьника — как система работы и контроля за проведением досуга — свободного времяпровождения.
Групповые формы работы социального педагога осуществляются в работе с детским объединением (кружок, клуб, детское общественное объединение, ученическое самоуправление).
В воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования давно и прочно заняли свое место детские творческие, спортивные и общественные объединения. Их различают по видам и направлениям деятельности:
- кружки и секции — профильные объединения с той лишь разницей, что секции в основном имеют спортивную направленность деятельности, а кружки могут быть творческие, технические и пр., но в основном с одним направлением деятельности;
- студии и центры — многопрофильные объединения, часто включающие в себя несколько кружков, объединений и секций (Студия Театрального искусства, Центр Народного творчества и прикладного искусства и т. п.). Центры и студии могут являться отдельными структурными подразделениями образовательного учреждения и должны иметь собственную документацию;
- клубное объединение (клуб) — многопрофильное объединение творческого, спортивного, социально-педагогического направлений деятельности, также является отдельным структурным подразделением образовательного учреждения. Клубную деятельность от деятельности других объединений отличает наличие самоуправления и органа самоуправления (актив, совет и др.). Работа клуба часто выходит за временные рамки расписания клубных занятий, на которых больше неформального личностно ориентированного общения между взрослыми и детьми.