Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруд-нов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина), пишет Б.В. Куприянов, дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей —- обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и индивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов, конструирующих интерсубъективный мир.
Социальное воспитание, по мнению Б.В. Куприянова, может быть представлено как организованное воспроизводство культуры определенных групп, взращивание детей по образу и подобию некоего социокультурного идеала, подготовки подрастающего поколения к выполнению совершенно определенных социальных функций, проектирования адекватного в социокультурном плане варианта жизни.
А.В. Мудрик предлагает три основных направления социального воспитания: организация социального опыта, образование, индивидуальная педагогическая помощь.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей Б.В. Куприянов предлагает представить как последовательную реализацию функций трех уровней:
- первый уровень — эмоциональная конвенция — взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);
- второй уровень — содержательная конвенция (организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника);