Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях
3. Этап преодоления трудностей адаптации длится до конца первого года пребывания ребенка в детском саду и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи ребятам, испытывающим трудности в адаптации. Основной целью данного этапа работы является преодоление различных нарушений поведения, эмоционального самочувствия.
В соответствии с этой целью социальный педагог ставит следующие задачи: устранение негативных факторов, снижающих адаптационный потенциал детей; преодоление трудностей в овладении программным содержанием, нарушений поведения и личностного развития детей; оптимизация взаимоотношений плохо приспосабливающихся детей со взрослыми и сверстниками.
В середине первого полугодия проводится консилиум по итогам диагностики особенностей приспособления вновь поступивших детей, на котором социальный педагог информирует педагогический коллектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах и определяет дошкольников, имеющих трудности. Консультирование педагогов на данном этапе проводится для ознакомления их с сутью проблем конкретного ребенка и оказания помощи в выработке индивидуального подхода в его обучении и воспитании. Работа с родителями детей, имеющих трудности в приспособлении к новой ситуации, проводится социальным педагогом как в индивидуальной, так и в групповой форме. В целях оптимизации детско-родительских отношений и снижения уровня тревожности применяются тренинговые занятия, в которых участвуют и родители и дети.
Решение поставленных задач организации процесса адаптации к ДОУ социальный педагог осуществляет при помощи коррекции поведения детей, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы с педагогическим коллективом.
Таким образом, сопровождение адаптации детей к детскому саду социальный педагог осуществляет в процессе взаимодействия всех специалистов ДОУ при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности (диагностику, профилактическую, коррекционную работу, консультирование, методическую и организационную работу).