Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями

Незащищенность более зависит от характеристик культуры, чем от структурных характеристик. Так, речевые затруднения ребенка, проблемные отношения с одноклассниками или воспитателем, ограничения в выборе образовательного маршрута, отсутствие интересов гораздо больше влияют на формирование чувства незащищенности, чем низкий доход родителей, непрестижная работа и т.д.

Позитивные связи являются решающими в процессе преодоления социальной незащищенности. Если ребенок часто думает, что учителя относятся к нему плохо; что штамп негативного восприятия поставлен ему навечно, то его связи с образованием в школе ослабевают, он начинает плохо учиться и начинает чувствовать себя некомпетентным учеником. Учащиеся с такого рода опытом имеют небольшое количество побудительных причин для того, чтобы твердо следовать декларируемой дисциплине, и часто подвергаются наказаниям. Они начинают искать поддержку в группах сверстников, разделяя с ними сходный негативный опыт.

Если учащиеся вырабатывают положительную связь с педагогом, психологом, социальным педагогом, то это отношение тормозит нарастание поведенческих проблем. С другой стороны, если они совершают асоциальные поступки, то могут потерять позитивную связь со взрослыми и лишиться положительного социального статуса в классе и школе. Отсутствие такой позитивной связи между учащимися и педагогами часто связано с неприятием культуры окружения учащихся со стороны учителя. Терпимое отношение или принятие заключает в себе знание культуры детей определенного окружения и возраста и исключает дискриминацию, основанную на признаках этой культуры.

Профилактика социальной незащищенности включает не только задачи предупреждения возникновения проблем, но также и желание усилить факторы, стимулирующие благоприятное развитие.

Определение общей профилактики в системе сопровождения может быть построено на основе следующего подхода.