Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями
Следовательно сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
– диагностики существа возникшей проблемы;
– информации о путях возможного решения проблемы;
– консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
– первичной помощи при реализации плана решения.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
В теории сопровождения развития ребенка важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего;
приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка»;
непрерывность сопровождения;
мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
стремление к автономизации.
Анализируя сущность понятия сопровождения, необходимо остановиться на близких понятиях, таких как «обеспечение», «помощь», «поддержка». Использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако лексически – это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечивающего»; тоже самое можно сказать и о термине «помощь».